Мосты

проект курируется кандидатом наук профессором Смирновой И.В.



Архив на Ноябрь, 2010

Ноя-30-2010

Сэнрю (яп. 川柳 «речная ива») — жанр японской поэзии

Сэнрю

Сэнрю (яп. 川柳 «речная ива») — жанр японской поэзии, возникший в период Эдо. По форме совпадает с хайку, то есть представляет собой трёхстишие, состоящее из строк длиной в 5, 7 и 5 слогов. Но, в отличие от лирического жанра хайку, сэнрю — жанр сатирико-юмористический, далёкий от любования красотой природы. Характерно, что сэнрю обычно не содержат киго — указания на одно из четырёх времён года, обязательного для классического хайку.

В Японии в смеховой культуре юмор всегда преобладал над сатирой. Об этом пишет в книге «Японская художественная традиция» Т. Григорьева. Поэтому хайку в жанре сэнрю не преследовались властями, как это случалось бы с сатирическими произведениями. Сатира может оказаться в оппозиции к власти и тогда, когда не затрагивает социальных вопросов: за счёт постоянного обличения нравов, если духовная власть посчитает это нарушением монополии верхов на критику. Но сэнрю не занимались и нравственным обличением обычных человеческих пороков. Это скорее, даже в сатирических стихах, жанр шутки, анекдота, скетча.

Хотя внешне, по своему содержанию, сэнрю похожи на европейские анекдоты, между сэнрю и европейской смеховой традицией есть принципиальная разница. У сэнрю было серьёзное идеологическое обоснование, и мастера сэнрю не считали себя поэтами, уступающими в эстетике поэтам прошлых эпох. Смех по-японски «окаси». Вот что пишет о смеховой культуре Японии XVIII века Т. Григорьева: «Не удивительно, что Хисамацу ставит окаси в один ряд с аварэ, югэн, саби. Они равноправны. Каждому времени — своё чувство: строгость Нара, красота Хэйана, печаль Муромати, смех Эдо. Общество отстраняло то, к чему теряло интерес, и выдвигало на первый план то, в чем испытывало нужду. Постоянным оставался критерий прекрасного».

Своё название сэнрю получили по имени поэта Карая Сэнрю (柄井川柳, 1718—1790), благодаря которому жанр обрёл популярность.

Раздел: История мостов
Ноя-30-2010

ГЛОССАРИЙ — японские поэтические термины

Аваре Лексически восходит к восклицанию «аппаре» — «ах». Перевести можно, как печальное очарование.
Агеку Заключительные стихи, или нижнее полустишье (симо-но ку) танка из двух семисложных стихов. Может обозначать второй станс ренга (антоним хокку).
Аика Элегия.
Банка Элегия (на чью-то смерть), похоронная песнь, плач по умершему.
Вака Японская песня, синоним танка. Обозначает придворную песню во всех формах, в противоположность народной песне каё а также китайским стихам «канси».
Гэндзи-моноготари История принца Гэндзи. Одно из самых значимых литературных произведений средневековья. Повествует о жизни 4-х поколений императорского дома на протяжении 70-ти с лишним лет. Произведение написано в начале XI века и состоит из 54 книг; автор — придворная Мурасаки Сикибу.
Дзё Поэтический прием введения, предварения, когда в завуалированной форме вводится важное для содержания слово.
Дзёдзиси Эпос, эпическая поэзия.
Имаё:ута Стихотворный стиль, популярный с середины эпохи Хэйан вплоть до конца эпохи Камакура; в то время новый модный стиль стихосложения, употреблявшийся в противовес придворным стихам сайбара; (досл.: современный стиль, последняя мода).
Ирукэ Романтическое чувство, влечение.
Кадо: Искусство стихосложения вака; поэзия
Каё Баллада, народная песня; в широком смысле — музыкально-певческий сказ.
Кандоби Одна из разновидностей аваре.
Канси Китайская поэзия эпохи династии Хань, китайское стихотворение; (кансидзин — поэт(-японец), пишущий стихи по-китайски).
Каси Слова стихотворения, текст (к музыкальному произведению: песне, опере)
Касэй Великий поэт — Хитомаро, Басё (син.: касэн — выдающийся поэт, сисэй — великий поэт: Ду Фу, кит.поэт 8 века).
Кахи Памятник с выгравированным текстом вака.
Киго Слова, отражающие времена года (в поэзии хайку).
Коика Песня любви, любовная (японская) лирика.
Кока Старинная песня, стихотворение; песни, стихи предков.
Кокоро Сердце, душа, чувство. Можно перевести как душа, в противоположность котоба — материи.
Котоба Слово, язык, речь. Вместе с кокоро один из главных терминов классической поэзии.
Кусаку Сочинение (стихотворения) хокку.
Манъёсю Самое старое из собраний сочинений японской поэзии; состоит из 20 книг, в которых собрано более 4500 стихотворений нагаута, танка, сэдо:ка; составитель неизвестен; стихи разделены на три раздела (со:мон, банка, дзо:ка); составлялось с конца эпохи Нара и до начала эпохи Хэйан (конец VIII в.).
Миябе Элегантность, куртуазность.
Моноготари Один из жанров японской литературы, прозы.
Моно-но-аваре (досл.: очарование предметов) Философско-эстетическая категория выражающая суть художественной литературы периода Нара (710-784); чувство, ощущение поглощения чем-то утончённым и изящным, рождённым в гармонии между чувством и разумом.
Мусин (Досл.: сердце, освобождённое от заблуждений, иллюзий ) Сокращение от мусин рэнгаРэнга без использования комизма и юмора (ант. — усин).
Нагаута Длинная песня, размер практически не ограничен (до 50 стихов).Чередование пяти и семисложных стихов с заключительными двумя семисложными.
Никки (досл.: дневник) Один из жанров средневековой литературы. Наиболее известное произведение — дневник Мурасаки Сикибу.
Омои Буквально — мысли, думы. В поэтике — замысел и эмоциональное содержание песен.
Ренка Любовная поэзия.
Рэнга Средневековый поэтический жанр, вышедший из поэзии танка. Был популярен с эпохи Хэйан (794 — 1192).
Санка Хвалебная песнь, славословие, гимн.
Сайбара Жанр древних вокальных произведений, созданных на основе народных песен эпохи Нара (710-784).
Самбун Проза.
Сенрю: Сатирическое или шуточное хокку (5-7-5). Поэзия народа периода Эдо с использованием остроумных шуток, юмора. Как правило, не содержит слова, выражающие времена года и смысловые незаконченности, а, наоборот, используются жаргоны.
Си:ка Китайские и японские стихи.
Cидзин Поэт (син. сидзин, хайдзин).
Сугата Облик, конфигурация. Обычно обозначает форму литературного произведения.
Сэдо:ка Поэтический жанр раннего средневековья (5-7-7,5-7-7). Произошёл от народного стиля пропевания вдвоём одного куплета 5-7-7.
Танрэнга Короткая рэнга, одна из разновидностей рэнга.
Татоэ Сравнение, сопоставление. В древней Японии метафоры всех видов.
Татоэута (досл.: сравнивающая песня) Один из шести основных жанров вака. Характерен для периода Хэйан, когда путём сравнения выражались основные мысли, впечатления, чувства.
Тёваби Красота гармонии. Одна из разновидностей красоты аваре.
То:ка Погребальная песня (син.: — банка).
Тэндзя Судья на состязаниях по сложению стихов хайку.
Ута Стихотворение (в форме танка или нагаута).
Утаавасэ Состязание поэтов в сложении танка.
Фунаута Песня моряков. Как правило, пелась во время гребли.
Хайбун Проза в стиле и духе хайкай с использованием остроумных слов, юмора, шуток и откровений.
Хайга Картина (рисунок) в стиле хайкай. Основатель стиля — Ёса Буссон. Картины, как правило, выполнялись по мотивам хайкай в бледных тонах или тушью. Нередко в них помещались сами стихи хайкай.
Хайдан Мир (круг) поэтов жанра хайкай» (син.: — кадан).
Хайдзин Поэт жанра хайкай.
Хайкай Жанр поэзии, главным образом в форме хайку. Один из видов поэзии народа в противовес классической рэнга. Также развивалась и хайкай рэнга, украшенная шутками и афоризмами создавалась в народных кругах в эпоху Эдо.
Хайку Один из жанров японской поэзии краткого стиха. Включает в себя слова, отражающие времена года, а также смысловые незаконченности. Изначально — первая часть хайкай рэнга, называемая хокку. В конце XIX века усилиями Масаока Сики была выделена в отдельную независимую поэтическую форму.
Хайми 1)Дух (поэзии) хайкай. 2)Настроение, чувство хайкай при откровениях.
Хаймэй Псевдоним поэта жанра хайкай (син.: — хайго:).
Хайсэй Великий поэт хайкай, в первую очередь Мацуо Басё (1644-1694).
Хайю: Актёр, актриса.
Ханка 1)Танка, являющаяся приложением к нагаута. Обычно состоит из одного или нескольких абзацев. 2)Танка, присланная в ответ (син.: каэси-ута).
Хокку Начальные стихи или верхнее полустишье в танка, либо первый станс рэнга. Часто используется как синоним хайку.
Цуйку Параллельные (обычно по 2) строки в стихах, благодаря которым проясняется общий смысл, повышая общую эффективность выражений; куплеты.
Эйка 1)Сочинение (сложение) стихов; 2)(буд.) Хорал.
Энго «Связанные слова» — один из классических приёмов японской поэтики. Ассоциативные слова-образы.
Энка Один из видов песенного жанра.
Ю:би Изящество, элегантность. Одна из разновидностей аваре.
Югэн Таинственность, внутренняя глубина Основная эстетическая категория периода раннего средневековья. Тесно связана с моно-но-аваре.

© 1997 Владимир Васильев (Составление и оформление)

http://haiku.ru/frog/sirane.htm

Раздел: История мостов
Ноя-30-2010

ЧТО ТАКОЕ ХАЙКУ?

Алексей Андреев

ЧТО ТАКОЕ ХАЙКУ?

Предисловие

Эта статья несколько раз публиковалась на английском на
Shiki Mailing List, играя там роль постояннорастущего пособия-FAQ
(ответы на Часто Задаваемые Вопросы). Автор благодарит всех
участников этого сетевого семинара, чьи комментарии помогли при
создании новой, улучшенной и дополненной версии. Новые
комментарии, как всегда, приветствуются: lexa (sobaka) eva.ru

Эта статья прежде всего является руководством для пишущих
поэтов; но ее не стоит рассматривать как точную «инструкцию» по
производству стихов. Скорее это конспект студента, который
набросал кое-что для себя во время посещения семинара, а потом
дал почитать проспавшим товарищам.

В статье в качестве примеров использованы как классические
японские трехстишия, так и современные стихи, написанные в других
странах (в частности, хайку самого автора). Это сделано нарочно,
для того чтобы устранить возникающее у читателей ощущение
удаленности — по времени и пространству — от авторов, что
часто приводит к ощущению удаленности по духу; последнее может
привести к мысли, что современный неяпонский поэт не может писать
хайку. А такая мысль мне не нравится. Тем более здесь, в
Интернете.

С другой стороны, я заранее предупреждаю, что здесь дано
*общее* определение хайку — с учетом основных *классических*
правил, а также *некоторых* современных идей. На самом деле
сейчас существует огромное количество различных школ хайку — как
в Японии, так и в других странах. Некоторые школы построены на
приципах, значительно отличающихся от *классических*. Обзор всех
этих отдельных школ выходит за рамки данной статьи.

………………………………………………………..

1. Происхождение: танка и рэнга, хокку и хайку.

В средние века одним из наиболее популярных литературных
жанров в Японии является танка («короткая песня»). Как правило,
это пятистишие, состоящее из двух строф с определенным
количеством слогов: 5-7-5 слогов в трех сторках первой строфы, и
7-7 в двух строках второй строфы. Что касается содержания, в
часто используется следующая схема: одна строфа представляет
определенный природный образ, другая описывает «резонирующее» с
этим образом чувство (ощущение) человека:

В глухих далеких горах
Фазан длиннохвостый дремлет —
Долог хвост у фазана.
Эту долгую-долгую ночь
Ужели мне спать одному?

Какиномото-но Хитомаро,
кон. VII — нач. VIII в.
(пер. В.Сановича)

Искусство танка достигает особого расцвета в эпоху Хэйан
(794-1192 г.) Большой популярностью среди знати пользуются
диалоги в танках, а также поэтические игры, в которых один из
играющих произносит часть танки — а другой должен вспомнить или
самостоятельно придумать вторую половинку. Например, один
произносит такой зачин:

Ой цветет калина
в поле у ручья!…

А другой подхватывает:

Парня молодого
полюбила я!!!

Шучу, конечно. Но на самом деле все так и происходило — с
поправкой на японский язык. Я уверен, что порывшись в японских
антологиях, дотошный исследователь может найти древние танки и
про калину у ручья, и про клен заледенелый, и про сережку
ольховую… Но это — отдельная тема, вернемся к нашим танкам.
Хорошие примеры вышеописанной игры можно найти в «Записках у
изголовья» Сей-Сенагон.

Позже поэтическая игра усложняется. Играющие продолжают
дописывать стихотворение, на каждом шаге используя последнее
звено последней танки как начало для новой: один пишет трехстишие
(3), другой добавляет две строки (2) — получилась танка 3-2;
следующий добавляет еще одно трехстишие (3) — новая танка 2-3, и
так далее; получается цепочка 3-2-3-2-… На каждом шаге
происходит «сдвиг точки зрения» — как если бы некто делал
фотографии, чуть поворачиваясь после каждого кадра:

. . . . . . . . . .

Здесь как на чудо глядят
На серебряную монету —
Глухая харчевня в горах.

Басе

Вот уж совсем не к месту —
У парня длинный кинжал!

Керай

Вдруг выпрыгнет в темноте
Вспугнутая лягушка
Из чащи спутанных трав.

Бонте

Сбиравшая травы женщина
Роняет из рук фонарь.

Басе

. . . . . . . . . . . . .

(пер. В.Марковой)

Этот вид игры, напоминающей буриме, называется «хайкай-но
рэнга» (что-то типа «игра в цепочку»). Впоследствии для рэнги
разрабатываются специальные, иногда довольно сложные правила
«сцепления». Очень важным для игры является выбор «начальной
строфы» (трехстишие-хокку), которая во многом определяет тему и
настроение всей рэнги. Происходят конкурсы на лучшее хокку, и
постепенно написание этих отдельных трехстиший становится
самостоятельным жанром — хайку. Появление хайку как жанра
связывают с именем Мацуо Басе (1644-1694).

Кстати, в русской литературе из-за знакомства читателей лишь с
классическими трехстишиями прочно укрепился термин «хокку»,
который не совсем верно применять, говоря о современных
«отдельных трехстишиях». Кроме чисто формального различия,
установленного с введением в XIX веке термина «хайку», существуют
и более глубокие внутренние признаки, отличающие хокку от хайку.
Например, классические хокку содержат что-то вроде приветствия:
составление цепочек-ренга обычно происходило в каком-то священном
месте или в доме уважаемого человека, и «начальная строфа»
отражала этот факт, намекая на историю места или гостеприимство
хозяина дома. В отдельных трехстишиях-хайку это не требовалось.

…………………………………………………………

2. Форма.

Традиционно хайку — это три строчки, 5+7+5=17 слогов.
Большинство хайку состоят из двух частей-предложений, 12+5 или
5+12. Разделяются эти части специальным разделительным словом,
играющим роль знака препинания. Зачастую разделительных слов
вообще нет, да и сами хайку обычно записываются на японском в
виде одного вертикального столбца. В этом случае разбиение просто
подразумевается по класическому паттерну 5+7+5 (примерно так же,
как при записи в строчку русских стихов можно предполагать, что
рифмованные слова стоят на концах строк). Вообще, будучи по
происхождению «начальными строфами», хайку зачастую имеют
«незавершенный вид», т.е. не представляют собой грамматически
законченных предложений.

катацумури улитка
соро соро ноборэ тихо-тихо взбирайся
фудзи но яма гора Фудзи

Исса (дословный подстрочник)

Так обстоит дело с *классическими японскими* хайку (хотя
правило 17-ти слогов нарушал даже Басе). Что же касается
переводов и «иностранных» хайку — существуют разные мнения.
Следует учитывать, в частности, что «слог» японского языка — это
совсем не то же самое, что «слог» русского или английского (как
по длительности, так и по информативности). А длины строк хайку
(5, 7, 12) определяются длиной и структурой среднего
«поэтического предложения» в японском языке — но не в русском
или английском. Поэтому наиболее разумным представляется
следующий подход:

— при переводе или написании хайку неяпонский поэт
стремится передать *дух хайку* посредством правильного
построения *образов* (об этом см. ниже);

— имитируется трехстрочная форма хайку, но с учетом
естественных шаблонов иностранного языка. Например, в русских
хайку может появиться привычный дольник, и по длине они обычно
больше, чем 17 слогов (в то время как лучшие хайку на английском
обычно короче — 12-14 слогов);

— «разделительное слово» не переводится — оно заменяется
знаками пунктуации (‘,’, ‘…’, ‘!’, ‘-‘, ‘:’);

— для большего приближения используется «нежесткий»
синтаксис и «ослабленная» грамматика: возможно отсутствие
некоторых знаков препинания (например, точки в конце),
использование только строчных букв.

белая ночь —
как долго звонит телефон
в доме соседа

Алексей Андреев

Кстати говоря, синтаксическая неопределенность не является
«минусом» хайку, как это может показаться некоторым западным
читателям. Наоборот, этот эффект является одним из приемов, с
помощью которых достигается интересный эффект двойного прочтения.
Например, вышеупомянутое хайку Иссы известно большинству русских
читателей в таком переводе Веры Марковой:

Тихо-тихо ползи,
улитка, по склону Фудзи.
Вверх, до самых высот!

Но в оригинальном стихотворении, как видно из вышеприведенного
подстрочника, никаких «самых высот» вообще нету. Более того,
«гора Фудзи» стоит в конце стихотворения таким образом, что
можно читать этот «хвостик» и как продолжение предыдущей строки,
и как отдельное предложение — как если бы автор просто увидел
гору где-то на заднем плане, отведя взгляд от улитки. На
русском языке этот эффект неопределенности можно передать так:

тихо-тихо ползи
улитка по склону
Фудзи

Встречаются и хайку, в которых больше трех строк. Но еще
чаще пишут однострочные или двухстрочные хайку. Ведь на самом
деле японское хайку — это одностишие, один вертикальный столбик
иероглифов. Так что при написании «по западному» их вполне
можно делать в одну или две строки:

вдоль пляжа иду, оглянулся —
даже следов уже нет

Осаки Хесай

одна муха повсюду жара

Мерлин Маунтейн

При переводе хайку иногда делают рифмованными. Существует
даже особый вид «бразильской хайку» с рифмовкой «крестом». Однако
в оригинале (японском) хайку не рифмуются, и рифмованные переводы
часто звучат несколько ненатурально. Я обычно предлагаю
компромиссное решение: рифмы могут использоваться, но так, чтобы
их «организующее начало» не подавляло образ и простоту звучания
хайку — например, достаточно ненавязчиво звучат диссонансные или
внутренние рифмы:

далекий волчий вой —
мой пес, лежащий у огня,
поводит головой в ответ

Дэвид МакМюррей

Гораздо большие проблемы при переводе вызывает «содержательная»
часть хайку. О ней подробно рассказано ниже. Здесь же я приведу
лишь еще один пример, показывающий, насколько сильно влияет на
результат «собственное мнение» переводчика. Даже читатель, не
знакомый с оригиналами, может легко это понять, когда сопоставит
два разных перевода того же Басе:

Со мной под одной кровлей отдыхаю в ночлежке
две девушки… Ветки хаги в цвету там же, где проститутки
и одинокий месяц. луна над цветами хаги

(перевод Веры Марковой) (другой перевод)

…………………………………………………………

3. Образ

Каждое хайку — это чувство-ощущение, запечатленное в
небольшой словесной картинке-образе. Два основных качества
образов:

А) Они приходят из непосредственного жизненного опыта:
определенные яркие моменты жизни, впечатляющие нас и схваченные
нашим «внутренним фотоаппаратом»; странные совпадения; смешные
случаи; пейзажи, резонирующие с нашим внутренним состоянием или
даже изменяющие наше настроение, приносящие нам неожиданное
ощущение печали, одиночества, или какое-то другое чувство,
которое даже НЕВОЗМОЖНО НАЗВАТЬ.

Б) Будучи записаны словами, эти «картинки» должны вызывать
похожие ощущения в читателях: нужно не только описать свой опыт
словами, но сделать это так, чтобы воздействовать на читателя.

Искусство написания хайку — это своего рода танец на узком
перешейке между «лужами» (А) и (Б): увлекаясь (А), можно написать
много «натуральных» фраз типа «красивые листья на деревьях!», но
это никого на впечатлит. Или же наоборот: если увлечься языковыми
эффектами и уникальными видениями (Б) — это будет сложно
воспринять другому человеку.

Собственно, этот «танец между лужами» — основа всей поэзии.
В искусстве хайку имеются свои особые «па». Некоторые из них я
опишу ниже.

………………………………………………………..

3.1. Сезонное слово (киго)

Это слово, указывающее на то, в какое время происходит
действие. Тема связи человека и Природы играет огромное значение
во всей японской культуре; смена сезонов — один из основных
мотивов в поэзии. Киго создает своего рода «природный фон»,
помогающий прочувствовать хайку. Возможно как прямое указание
(«зимний вечер», «конец лета»), так и косвенное. Например,
«сосулька» предполагает весну, «сбор винограда» — конец лета:

дрожит,
когда соседнюю с ней виноградину
срывают с ветки

Дугал Линдсей

Существует множество сезонных слов, которые являются
традиционными. Людям, не знакомым с японской культурой, да и
самим современным японцам далеко не всегда удается угадать, какой
сезон подразумевается. На этот случай в Японии существуют
специальные словари «сайдзики», где можно узнать, например, что
«луна в дымке» означает весну. А в приведенном ниже примере
подразумевается зима (начало весны), так как описанный обряд с
одетой в маску обезьяной относится к празднованию Нового Года:

в этом году опять
маска обезьяны
на морде обезьяны

Басе

Современные хайку часто пишутся без киго. Хотя указание
фона, на котором происходит действие, все равно имеет место —
получается что-то вроде «слова окружающей среды» вместо
«сезонного слова». Интересны также хайку с современными и
иностранными сезонными словами. Например, «бейсбольная бита» для
современных американских хайку — вполне подходящее киго,
подразумевающее лето.

………………………………………………………..

3.2. Соположение

Многие хайку (если не все) строятся на приеме, который
называется со-положением (juxtaposition): имеются два объекта, и
хайку представляет динамику их отношений. У Басе это — лягушка и
пруд, у Иссы — улитка и года Фудзи. Интересно также, что из всех
образов поэзия хайку выбирает как бы «минимальные» — если
сравнивать стихи с электрическими цепями, то типичный хайку-образ
— это просто одна искра между двумя полюсами:

Воздушный змей в вышине…
А только вчера маячил
на том же месте другой.

Бусон

Каштан упал на землю.
А почтальон нагнулся,
поднял его и бросил в сумку.

Кобаяси Фумио

Придавленные
шумом водопада,
смолкают люди.

Накамура Тейдзе

Существует очень много схем соположения: вовсе не обязательно
располагать «что-то маленькое около чего-то большого» или
«что-то новое вместо чего-то старого». Можно сопоставить:

— объект и фон;
— разные состояния одного объекта;
— действия;
— качества/отношения, и т.д.

Еще примеры:

Звезды в небесах.
О, какие крупные!
О, как высоко!

Сехаку

девочка в вертящихся дверях:
ни из дома, ни в дом,
просто бегом по кругу

Алексей Андреев

………………………………………………………..

3.3. «Эффект недостроенного моста»

Хайку не называет, а ПОКАЗЫВАЕТ; не объясняет, а ПЕРЕДАЕТ.
Можно рассматривать каждое трехстишие как незаконченную танку:
как если бы человек хотел показать свои чувства путем
поэтического сравнения, но сказав первую половину танки, решил не
продолжать, не разъяснять то, что и так чувствуется через данный
им образ.

Возможна и такая аналогия: представьте, что вы гуляете
у реки и видите недостроенный мост. Например, он доходит лишь до
середины реки; или несколько свай вбиты в дно; или просто руины —
несколько каменных блоков на этом берегу, и еще пара — на том. В
любом из этих случаев моста нет. Однако вы можете моментально
представить себе этот мост и сказать точно, откуда и куда он
ведет. Примерно так работает поэзия хайку.

Используя эту аналогию, можно рассмотреть некоторые
поэтические приемы, которые РЕДКО или СОВСЕМ НЕ используются в
хайку (в отличие от западной поэзии).

1) Эпитеты («прекрасный», «скучный») и названия чувств и
ощущений («любовь», «одиночество», «смерть»). Все эти слова
ИМЕНУЮТ, но не показывают, не передают ощущений, и потому чужды
хайку. Вообще в хороших хайку не происходит никаких «отвлеченных
рассуждений»: это — моменты реальной жизни, переданные простыми и
ясными словами.

2) Метафоры и сравнения. Они, как правило, дают «уже
построенный мост»: почти всегда явно даны две вещи, из которых
одна служит для описания другой («годы как пыль» или
«алмазная пыль в ночном небе»). Эти пары сцеплены авторским
произволом и в таком искуственном, «разжеванном» виде даны
читателю. В хайку достигается более тонкий эффект — «построение
моста» должно происходить в голове читателя:

снежинки —
пыль на носках
моих сапог

Пенни Хартер

Здесь нет ничего неестественного — «пыль» в этом случае самая
настоящая, а снежинки помогли ее увидеть. Но при этом еще тянется
ниточка к некоторому невысказанному ощущению от этого открытия:
возникает «мост».

3) Как особый тип метафор можно выделить антропоморфизм
(анимизм) — это когда происходит «одушевление» неодушевленных
предметов: «улыбка месяца», «злой ветер». Такие эффекты часты в
западной поэзии, но в хайку их стараются избегать.

4) Поэзии хайку свойственна объективность. Басе говорил:
«Узнавайте все о сосне у самой сосны, о бамбуке — у самого
бамбука». Один из его учеников комментировал это так: «Поэт
должен отрешиться от всех представлений, связанных с его
собственным человеческим «я», и сконцентрироваться на предмете,
чтобы проникнуть в его суть». Поэтому автор хайку, так же как
фотограф, не так часто попадает в собственный объектив. В отличие
от других видов поэзии, в хайку не так часто звучит слово «я»,
особенно в выражениях «я чувствую», «я знаю». А если и звучит, то
лишь для «взгляда со стороны»; автор представляет себя как один
из феноменов — элементов своей картины:

усталый и больной,
даже в сияньи цветущих вишен
я продолжаю дрожать

Акутагава Рюноскэ

………………………………………………………..

3.4. Концентрированная поэзия

Выше говорилось об отсутствии метафор и аллегорий в хайку. Но
если быть совсем точными, то необходимо признать: большинство
классических хайку содержат множество своеобразных «намеков» на
опредененные местности, события, людей, а также на произведения
предшественников. В таких хайку происходит не только фиксация
«здесь и сейчас», но возникает и «мостик» в другие времена и
страны. Это тоже соположение, но в исторической перспективе:
рядом ставятся миг и Вечность, как улитка и Фудзи.

Другое дело, что в отличие от западной поэзии, подобные намеки
в хайку делаются очень тонко — читатель опять же получает
«неразжеванный» образ и сам достраивает его самостоятельно в
своей голове. Так работают описанные выше сезонные слова-киго:
упоминание «елочной игрушки» или «белой ночи» сразу вызывает
ощущение вполне конкретного сезона, хотя он и не назван
напрямую.

Более сложные «отсылки к Вечному» — географические названия,
намеки на исторические события, известные произведения культуры
или народные обычаи — встречаются в современных западных
трехстишиях гораздо реже, чем в японской классике, где каждое
название, имя или фразеологизм тянули за собой целый шлейф
ассоциаций:

Молния —
Волны стеною вокруг островов
Акицусима

Бусон

Как указывается в статье Харуо Сиране «За пределы мгновения
хайку», в этом трехстишии Бусона гораздо больше работы
воображения и игры слов, чем личного опыта. Стихотворение вообще
не понять без дополнительного толкования. Тут и «молния» как
сезонное слово для периода сбора риса, и древнее японское
название «Акицусима», означающее «острова, на которых растет
рис». И наконец, сама картинка с островами в волнах, снятая как
бы с высоты птичьего полета — вполне возможно, еще одна
ассоциация с рисовым полем, залитым водой.

Создание такой «концентрированной образности» — пожалуй, самый
сложный прием для современных поэтов, живущих в мире размытых
и перепутанных мультикультурных ценностей. Но именно такие
трехстишия «с зацепками за Вечность» наиболее близки к тому,
чтобы называться «хайку» в классическом смысле:

зима
застыла на стекле
«Большая Волна» Хокусая

Алексей Андреев

Санкт-Петербург.
А в моем Ленинграде
не было столько ворон…

Михаил Сапего

не замечала,
как комната бела, пока
не это красное яблоко…

Анита Вирджил

Глиняные божки,
а рядом глиняные горшки
на прилавке

Максим Милосердов

………………………………………………………..

4. Сенрю: юмористические хайку

Говорят, что хайку — это поэзия перемен. Но к переменам
можно относиться по-разному. Так, согласно восточной философии,
все элементы нашего мира связаны между собой и пребывают в
состоянии Всеобщей и Спонтанной Гармонии. Перемены являются
закономерной частью этой системы. Поэтому отношение к переменам в
поэзии хайку можно считать позитивным — эта поэзия приоткрывает
перед нами некоторые всеобщие связи, о которых говорилось выше (в
основном — отношения человека и Природы). Каждая хорошая хайку —
это момент осознания, приближения, и реакцией на такое
стихотворение часто является немного грустная, почти незаметная
улыбка человека, которому удалось поймать мгновенный блик этого
Великого Единства:

Как вдруг увидел я сосульку:
ее наполнил красотою лунный свет….
И я не стал самоубийцей.

Сайто Санки

Но есть и другое отношение к переменам — можно считать, что
они подчеркивают абсурдность нашей жизни, и сама такая жизнь —
лишь хаос и сплошное разочарование. Существует особый вид хайку,
в котором выражается именно такая «негативная ирония». Эти
трехстишия называются «сенрю» (по имени составителя первого
изборника таких стихов). Сенрю тоже происходят из «игры в рэнгу»
— но не из хорошо продуманных и глубоких «начальных строф»
(хокку), а из внутренних трехстиший рэнги, при написании которых
допускались некоторые вольности. Потому сенрю часто воспринимают
как «хайку второго сорта». В них не всегда есть сезонные слова,
и сами темы их, как правило, не претендуют на Вечность: это
комичные бытовые сценки, часто со ссылками на текущие события в
политике и т.п. (ибо где еще искать абсурдность, если не в
ежедневном бурлении проблем и происшествий?). Однако многие с
удовольствием пишут и читают сенрю (см. примеры ниже). К тому же
не всегда удается отличить сенрю от «истинной» хайку — мир ведь
не такой простой и бинарный, чтобы можно было однозначно отличать
грустное от смешного:

Провел я как-то ночь
в опочивальне князя…
И все равно продрог.

Керику

запах твоих духов…
что может быть сильнее? —
запах моих носков!

Алексей Андреев

после землетрясения
клюв петушка-флюгера
указывает в землю

Мишель Уелш

………………………………………………………..

5. Хайбун: хайку в прозе

Помимо чистой поэзии, большое распространение получили в
Японии «поэтические дневники», в которых стихи перемежались
фрагментами прозы. Еще до появления хайку существовали дневники в
стиле «дзуйхицу» («вслед за кистью») — бессюжетные заметки обо
всем интересном — увиденном, услышанном или просто пришедшем в
голову. В них нередко цитировались стихи. С другой стороны,
короткие стихотворения нередко снабжались комментариями. В конце
концов форма поэтических заметок «хайбун» стала самостоятельным
жанром. Считается, что Басе был первым великим мастером этого
стиля. Известно, что его дневники — не просто наброски или
комментарии к появляющимся в них хайку: некоторые фрагменты своих
дневников Басе переписывал по нескольку раз, добиваясь
максимальной выразительности от этих «хайку в прозе». Хайбун
выглядит как небольшая зарисовка, нередко — с хайку в качестве
замыкающей детали:

Похвала Унтику

Монах Унтику из столицы нарисовал какого-то почтенного
наставника, — уж не себя ли? — сидящего к нам спиною, и сказал
мне: «Сделай надпись к этой картине.» Было ему тогда за
шестьдесят, да и мне уже близилось к пятидесяти. Жизнь наша —
сон, вот и себя он запечатлел спящим. Подстать и надпись — словно
бессвязное ночное бормотание…

Обернись же!
Ведь и моя унылая осень
подходит к концу…

Басе,
«Записки из Призрачной Обители»

………………………………………………………..

6. Визуальные эффекты

Иногда авторы хайку используют особое расположение текста на
странице, чтобы «проиллюстрировать» некоторые образы самим видом
стиха. Можно много говорить о неприемлемости «визуальных стихов»
вообще — однако я вижу две причины, по которым такие эффекты
оправданы именно в хайку. Во-первых, само трехстишие — это лишь
одна маленькая картинка; в отличие от больших «визуальных
стихов», в хайку можно выдержать хорошее соотношение этого
одиночного образа (содержания) и визульного эффекта (формы).
Во-вторых, искусство написания хайку в Японии включает в себя еще
и искусство каллиграфии — японские хайку пишутся иероглифами,
которые не только «именуют», но и — по происхождению своему —
«изображают». По меткому выражению А. Гениса, «Иероглиф —
незарастающий колодец в древность… Они [иероглифы] не столько
заменяют предмет, сколько о нем напоминают.» В каллиграфии
подчеркивается именно эта «напоминающая» функция слов — как в
самих иероглифах, так и в их расположении на листе. Вот как
расположил одну из своих хайку Исса (если записать ее по-русски):

бабочка в саду:
малыш крадется —
она летит,
он крадется —
она летит

Похожие «каллиграфические» эффекты, хотя и с меньшим успехом,
могут имитироваться в других языках — например, в английском:

left upper corner of the envelope
the only part of your long letter

left

Или в русском:

гранит вода гранит
качается качается

Раздел: История мостов
Ноя-30-2010

Новые слова в японский словарик А-Ё-Л-П

Ёкодзуна (яп. 横綱), также йокодзуна, — высший ранг (титул) борца сумо.

Ёнкома (яп. 4コマ漫画 Ёнкома Манга, четырёхкадровая манга), также известная как 4-кома — формат выпуска манги по 4 кадра. Обычно используется в комедийных вставках.

«Ёсинкан» (яп. 養神館, название состоит из трёх иероглифов: Ё (яп. 養) — «взращивать или развивать», СИН (神) — «дух», КАН (館) — «дом». Это сочетание иероглифов можно перевести как «Дом развития духа») — стиль айкидо (яп. 合気道), основанный японским мастером Годзо Сиодой (1915—1994).

Айкути (яп. 合口 — подогнанное устье) — стиль оправ мечей без использования цуба (гарды).

Амигуру́ми (яп. 編み包み, букв.: «вязанное-завёрнутое») — японское искусство вязания на спицах или крючком маленьких, мягких зверушек и человекоподобных существ. Амигуруми — это чаще всего симпатичные животные (такие как мишки, зайчики, кошечки, собачки и др.), человечки, но это могут быть и неодушевлённые объекты наделённые человеческими свойствами. Например, кексы, шляпы, сумочки и другие. Амигуруми вяжут или спицами или крючком. В последнее время амигуруми связанные крючком стали более популярны и более часто встречаются.

«Лайт-но́вел», Light Novel (яп. ライトノベル Райто нобэру?), сокр. ラノベ (ранобэ) или ライノベ (райнобэ) — японские романы с иллюстрациями, основная целевая аудитория которых — подростки и молодёжь. Термин «Light Novel» произошёл от англ. light (лёгкий, упрощённый) и novel (роман), означает буквально «лёгкий роман» и является примером «васэй-эйго» — термина японского языка, составленного из английских слов.

Стиль иллюстраций в «лайт-новел» напоминает кадры манги, но объём иллюстраций относительно текста весьма невелик, поэтому «лайт-новел» относят к прозе, считая эквивалентом молодёжной повести. Произведения часто адаптируются в мангу или аниме-сериал. Книги издаются в карманном формате со страницами «открыточного» размера 10,5×15 см[1]), а также выпускаются частями в литературных журналах, таких как «Dragon Magazine», «The Sneaker», «Dengeki HP», или журналах смешанного содержания: «Comptiq» и «Dengeki G’s Magazine». Известный пример «лайт-новел» — «Рубаки» Хадзимэ Кандзаки, по которому позже была нарисована манга и выпущено аниме.

Произведения «лайт-новел» приобрели широкую популярность в Японии, и издатели находятся в постоянном поиске новых авторов, для чего устраивают ежегодные конкурсы, победители которых получают, помимо денежных призов, право публикации своей книги. В крупнейшем из таких конкурсов — «Дэнгэки сёсэцу тайсё» — ежегодно участвуют более двух тысяч авторов. Количество авторизованных переводов «лайт-новел» на иностранные языки невелико из-за низкого спроса и значительно большего по сравнению с мангой объёма переводимого текста.

Панцу (яп. パンツ, от англ. pants — трусы, нижнее бельё) — Термин, обозначающий трусы (パンティー). В Аниме и Манга, Панцу ссылается к изображению в котором видно женское нижнее белье. Постоянное мелькание панцу под юбками — неизменный атрибут фансервисa в манге и аниме, как правило в этти и хентае. Панцу — выражение, используемое японскими женщинами для предупреждения, что видно их нижнее белье . Введено в обиход японскими художниками и аниматорами с поздних шестидесятых годов. Панцу часто появляется в рассказах,про милых маленьких девочек (Бисёдзё) или одетых в форму школьниц. Согласно нескольким статьям, Панцу началось с невинных изображений молодых женских персонажей в 1950-х. Эти изображения стали более сексуальными в 1960-х. В настоящее время Панцу распространено во всех жанрах Аниме и Манга, в частности Этти, Хентай и Лоликон. Особенно преобладает в Додзинси и компьютерных играх, большей частью — для мужской аудитории.

Патинко (яп. パチンコ) — игровой автомат, представляющий собой промежуточную форму между денежным игровым автоматом и вертикальным пинболом, необычайно популярен в Японии.

Раздел: История мостов
Ноя-30-2010

Ёкай сверхъестественное существо японской мифологии

Ёкай (яп. 妖怪 ё:кай?) — сверхъестественное существо японской мифологии, разновидность обакэ. В японском языке слово «ёкай» имеет очень широкое значение и может обозначать практически все сверхъестественные существа японской мифологии, или даже заимствованные из европейской: от злобных они до кицунэ или снежной женщины Юки-онна.

Мистические животные

В Японской мифологии часто упоминаются животные, обладающие волшебной силой. Согласно легендам, большинство из них обладает антропоморфными чертами или умеет обращаться в людей (такие оборотни называются хэнгэ (яп. 変化?)). В японских мифах часто встречаются следующие типы таких существ:

* Тануки, енотовидные собаки.
* Кицунэ, лисы.
* Хэби, змеи.
* Мидзина, барсуки.
* Бакэнэко и Нэкомата, кошки.
* Оками, волки.
* Цутигумо, гигантские пауки.
* Инугами, собаки.
* Тэнгу, вороны.
* Каппа, лягушка-черепаха.

Они — это демоны-людоеды. Обычно они отличаются огромными размерами, но встречаются упоминания и о маленьких они. Эти существа умеют обращаться в людей и очень любят человеческое мясо.

Цукумогами — это название целого класса существ, которыми, по легендам, могли стать предметы обихода, которым больше ста лет. Это Бакэзоури (сандалии), Каракаса (старые зонты), Камэоса (фляги для сакэ), Моридзи-но-Кама (чайники).
[править] Ёкаи, когда-то бывшие людьми

Юрэй (яп. 幽霊 ю:рэй?, досл. потусторонний (неясный) дух) — термин в японской мифологии, употребляющийся в частности относительно духов умерших людей. Зачастую безобидные привидения, не причиняющие вреда живым людям. За исключением призраков, исполненных определенных чувств, которые могли бы толкнуть их к превращению в злобного духа, мононокэ.

Мононокэ (яп. モノノ怪?, англ. Mononoke) — существа, куда сильнее обычных ёкай, так как это люди, или реже — животные, которые обратились в ёкай под действием тяготящих их чувств, таких как ненависть, злоба, зависть, месть, ревность и др. Мононокэ упоминаются в японской литературе, как целый класс существ, обладающих значительной силой, превзойти которую может только Аякаси, являющийся в теории хозяином или властелином мононокэ. Целью мононокэ, зачастую, является банальное убийство людей, являющихся объектом сильных негативных эмоций, пробудивших духа. Иногда мононокэ играют с людьми, обманывая их всяческими образами.

Аякаси (яп. アヤカシ?, англ. Ayakashi) — наивысший класс ёкай, обладающих разумом. Являет собой огромный сгусток зачастую негативной энергией. Происхождение неизвестно. Можно сравнивать с воплощенным негативным информационным эгрегором, что дает возможность предполагать, что происхождение аякаси зависит от антропогенных факторов.Зачастую, Аякаси предстает в виде огромного существа без конкретной формы, но с некоторыми отличительными признаками, в зависимости от места «привязки» появления. Иногда сильные аякаси предстают перед людьми в виде животных-антропоморфов, схожих по внешним признакам со слабыми ёкай. Целью аякаси является предупреждение людей о неизбежности, в большинстве случаев — о смерти. Аякаси, в отличие от мононокэ, используют в «игре» с людьми более изощрённые приемы внушения и проникновения в сознание. Аякаси настолько величественны, что почти никогда не убивают людей напрямую. Косвенного воздействия на психику и подсознание человека в большинстве случаев бывает достаточно, чтобы сподвигнуть его к деструктивному сумасшествию или самоубийству, находясь во власти очередного видения. Аякаси, в отличие от мононокэ, предлагают игру с удачным для «жертвы» исходом, то есть — человек, втянутый в «игру», может избавиться от нападок «честного» аякаси и уйти относительно невредимым, выполнив специфические по ситуации условия.

Классификация ёкаев по месту их обитания

Существует также классификация ёкаев по месту обитания. Согласно ей, всех ёкаев можно разделить на 5 больших групп:

* Живущие в горах — к ним относятся летающие демоны тэнгу и ведьма ямауба;
* Живущие на обочинах дорог — например, одноглазый итимэ кодзо и гигантское чудище — микоси нюдо;
* Живущие в доме — домовой — дзасики-вараси и хранитель амбара — кура бокко;
* Живущие в водоёмах — к этому типу относятся как морские ёкаи — корабль-призрак — фунаюрэй и появляющаяся на морском берегу в женском обличье исоонна — так и речные — водяной каппа; ёкай непроточных вод — нуси.
* Среди передвигающихся, постоянно меняющих свое местонахождение особенно выделяется лошадь без головы — кубикирэума.

Раздел: История мостов